"Передавая следующему"

Добрая история, чем-то похожая на "Республику ШКИД", но совершенно не в сценарном формате. Судите сами:
Если следовать теории, на первых страницах мы должны узнать, что некто Г.Г. (главный герой) попал в трудную ситуацию, на первый взгляд безвыходную (как ему и зрителям кажется, ведь ранее заявленных качеств героя недостаточно для преодоление появившихся трудностей). Зрителя должна взволновать жизненная ситуация героя, значит, его проблема должна быть им близка, чтобы они захотели узнать, выберется ли он из ситуации, достигнет ли своей цели и чего это ему будет стоить.
В данном сценарии наблюдаем как главный герой Антон со своим другом (оба из детдома) отправляются на банкет чтобы обеспечить всех детдомовских детишек подарками. В чем драматическая ситуация? Все довльны, счастливы. Конечно, тяжело пацанам отказаться от желания не делиться, а наестся самим до отвала, но вряд ли это можно расценивать как серьезную драм. ситуацию. Хотя, как знать, как знать, может что-то в этом есть, просто не прописано правильно.
Ладно, идем дальше. Ребята донесли печенье, тяжело им пришлось. Что дальше? Дальше заявляется цель героя - он хочет победить на конкурсе рисунков. Что ж, хорошая цель, хорошее желание, только хорошо бы усилить, например, в качестве приза он мог бы получить возможность учиться в художественной академии или... надо подумать. Необходимо что-то такое, что имело бы большую ценность именно для детдомовского мальчишки.
О чем они мечтали тогда больше всего? О чем-то таком, что было бы близко и сегодняшнему зрителю. Тогда неосуществление этой цели стало бы горем не только для Антона, но и для зрителей. Это заставило бы их о чем-то задуматься, что-то, быть может, сделать для нынешних детдомовцев. Не знаю.
Финал получился хороший, т.е. почти правильный. Была цель, были старания на пути к ней, но в силу обстоятельств цель не была достигнута. Почему? И что теперь? Зачем вы написали эту историю. Чтобы сказать что? Я не совсем поняла.
Может, чтобы показать, что чем меньше у человека есть, тем большим он готов пожертвовать ради других людей? Или эта история - предложение нам, взрослым, относится к детям, к их желаниям и целям с большей чуткостью, большим уважением?
Давайте попробуем перестроить историю так, чтобы она соответствовала формату. Итак, экспозиция. Первая сцена: встреча детей и старика, беззаботности, веселья и горечи пережитого, несбывшихся надежд. Он оборачивается вслед мальчишкам, может, кажется, а может он и вправду хочет им что-то сказать. Что? Какая, никакая но есть интрига.
Вторая сцена, пора вводит Г.Г. и заявлять его цель, такую, чтобы была близка зрителям. Что это может быть за цель исходя из того, что Г.Г. - детдомовец? О чем он мечтал тогда, о чем мечтают такие как он сегодня и эта мечта могла бы быть близкой и всем остальным людям? Чтобы тебя любили? Мама и папа? Или хотя бы мама.
Вот эта Нина Васильевна, она же как-то особенно относится к мальчику, выделяет его. Пусть сначала кажется, что делает она это только потому что он талантливее других. Не будем открывать все карты, пусть все разъяснится в финале. А пока узнаем, что Антон хорошо рисует, даже может победить на конкурсе и в качестве приза получить место в худ. академии. Но для этого ему придется расстаться с Ниной Васильевной. Он пока об этом не думает. Он хочет победить, как и любой из нас и потому нам это близко.
Время поджимает, он должен торопиться, но появляется первое препятствие - директор делегирует Антона и его друга на банкет. Антон сначала отказывается, ведь ему нужно рисовать. Директор настаивает и еще и угрожает, что если ребята не справятся с задачей, Антон может забыть о конкурсе.
Как?! Что-то или кто-то может помешать исполнению желания мальчишки? Но ведь уже и нам, зрителям, очень хочется, чтобы оно сбылось. Это подняло бы нам настроение, помогло бы поверить, что и наши желания когда-нибудь сбудутся, только нужно подождать или приложить усилия, но на данный момент нам нужно, чтобы хотя бы желания Антона сбылось.
Но оно под угрозой. Мальчишки могут не выдержать и сами съесть печенье, его могут отобрать официанты, можно еще добавить свору голодных собак или что-то другое. В итоге ребята выполняют задание и Антон приступает к рисованию, заручившись обещанием директора. Он рисует и мечтает, как получит приз, как будет учиться в академии и сможет купить себе на степендию много, много печенья и конфет.
Нина Ваисльевна ему помогает. Со стороны может показаться, что мать и сын работают над достижением одной цели. Она подкармливает его, не меньше его переживает за результат.
И вдруг он узнает, что Нину Васильевну уволили, директора тоже, за слишком демократические порядки в интернате, может, за тот банкет, на котором ребята набивали карманы по указу директора. Но главное, герой получает первый удар. Но выдерживает его. Ничего, вот он победит, выйдет из интерната и обязательно найдет Нину Васильевну. Только бы победить, только бы победить...
Антон настойчиво пытается узнать от судьбе его рисунков, но натыкается на стену безразличия. Это доводит его до отчаяния, хотя надежда еще остается. И вдруг рисунки находятся на мусорнике. Шок. Ужас. Ощущение полной безысходности... и предательства. Ведь вполне можно подумать, что сама Нина Васильевна могла выбросить рисунки. Как знать, как знать. А пока он плачет над испачканными грязью рисунками, над своей растоптанной мечтой. Плачут с ним и зрители, ведь у каждого в жизни случались подобные трагедии. Особенно обидно, что растоптана мечта ребенка, беззащитного и уже обиженного судьбой и людьми.
И вдруг знакомый голос зовет его по имени. Это Нина Васильевна стоит за решетчатым забором и протягивает к нему руки, что-то пытается объяснить, в чем-то признаться. Он, быть может, из-за своих рыданий ничего не слышит, но понимает, что не она виновата в том, что его мечту растоптали, кто-то другой. Но она сделает все, чтобы помочь ему снова обрести надежду и с еще большим старанием взяться за исполнение его заветной мечты. И мы понимаем, что тот забор, что разделяет их сейчас - это быть может не последнее препятствие мальчишки на пути к цели, но самое страшное, самое трудное и он скоро будет преодолен.
Уф! Кажется так. Сверим с теорией.
1. Экспозиция (ввод главного героя, описание драматической ситуации): Антон живет детдомовской жизнью, согласно дисциплине, согласно расписанию. Да, есть друзья, есть маленькие радости, но как и всякий детдомовец он мечтает о семье, о родителях. Кажется, что его мечте не суждено сбыться. Ведь сколько таких детишек вокруг.
И вдруг у его желаний появляется шанс исполнения. Первая поворотная точка. Появление информации о конкурсе. Антон колеблется, участвовать или нет. Нерешительный, боящийся проиграть, как будто от итогов конкурса зависит его жизнь. Но все же решается.
2. Новая ситуация (появление альтернативы, т.е. возможности изменить свою жизнь и выбраться из драматической ситуации). Антон обсуждает с Ниной Васильевной темы для конкурсной работы, подбирает объект, краски, становится более активным, жизнерадостным.
Вторая поворотная точка: Как вдруг вмешивается директор. У него для Антона другое задание - собрать на банкете сладости для детдомовской детворы. Антон должен выполнить задание, иначе не попадет на конкурс.
Время задать сюжетный вопрос. Выполнит ли Антон задание? Попадут ли его работы на конкурс? Победят ли они? И как это повлияет на жизнь Антона?
И начинается череда препятствий. - 3. Развитие ситуации.
С заданием он справляется - первые победы. Приступает к подготовке работ для конкурса.
Здесь нужно еще пройти Точку безвозврата (третий поворотный пункт), т.е. момент, когда становится ясно, что такой как раньше жизнь у Антона не будет. Уже что-то изменилось в нем, в его голове, характере, возможно, появился бойцовский дух, который уже не позволит ему быть прежним, возможно, неудачником, трусом и т.п. Все это проявляется в его поступках.
4. Усложнение: быть может, усложняется конкурсное задание или появляются какие-то другие препятствия. Но зато это сближает Антона и Нину Васильевну.
Четвертый поворотный пункт (точка), большая неудача. Пропадает Нина Васильевна. Она не успевает ничего объяснить Антону.
5. Финальное напряжение. Куда пропала Нина Васильевна? Попали ли рисунки Антона на конкурс?
Кульминация (пятый поворотный пункт). Антон находит свои рисунки возле мусорных баков. Крах мечты, надежды. Отчаяние. Ощущение предательства.
6. Развязка. Нина Васильевна возвращается с документами на усыновление Антона. В его жизни еще будут конкурсы, победы, но, главное, у него будет настоящая семья.
Вот приблизительно так. Но не обязательно менять свой сценарий. У вас своя идея, своя история. Просто сравните, есть ли в вашей истории поворотные пункты, напряжение, интрига.
А пока будем оценивать тот материал, что есть. Идея - есть, причем несколько, какая главная, я не поняла. Какой-то симбиоз. Ну, пусть будет 5. Что-то в этом материале есть оригинальное.
Сюжет - 3. Нет четкой структуры, нет интриги, нет четкого сюжетного вопроса. Просто есть история из жизни. Выглядит вполне натурально.
Диалоги - 4. Не пять, потому что чего-то не хватало. Возможно, из-за нечеткой структуры они не написаны на 5.
Характеры - 3. В истории нет ярких характеров. Нет изменений в характерах.
Постановочный потенциал - 4. Удачи!