ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЦЕНАРИСТА

Серия статей «Профессиональный сценарист»

Статья №8 «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЦЕНАРИСТА»

В связи с тем, что мы обладаем ограниченными запасами энергии и вдохновения, а также учитывая то, насколько активно мы расходуем эти бесценные ресурсы при написании сценариев, думаю, пришло время поговорить о том, как восполнять затраченную энергию, и каким образом нужно работать над сценарием, чтобы «желание продолжать писать» никогда не исчезало.

Приведу некоторые симптомы «писательской усталости»:
• Ощущение физического утомления после долгой работы за компьютером;
• Чувство опустошения от работы в режиме «успеть к срокам заказчика»;
• Воротит от своего же собственного рабочего места;
• После сбоя в работе над сценарием, трудно снова заставить себя влиться в активное творчество.

Если у вас такого никогда не было, эта статья не для вас. Не тратьте время. Для тех же, кто решил продолжить чтение, я приготовил несколько полезных и проверенных решений.

Согласитесь, проблемы, которые были перечислены выше, наносят серьёзный вред деятельности любого пишущего человека. Ведь (обратите внимание) в работе сценариста именно ОН САМ является тем, что производит «конечный продукт». То есть тело и разум сценариста являются его главным оборудованием, как бы грубо это ни звучало. И от того, в каком состоянии находится это «оборудование», во многом зависит и качество готовых сценариев.

Не понимая этого простого данного, многие сценаристы допускают большую ошибку, в буквальном смысле «сжигая» себя на рабочем месте. Изнашивая, и вовремя не восстанавливая «основное оборудование», мы можем получать сбои в работе, а также нежелательные разлады «механизмов» в теле и разуме. И как следствие этого - потерянное время из-за написания тех «бракованных» страниц, которые все равно затем приходится удалять или переписывать.

Думаю, вы хорошо это понимаете и сами, и никогда не сдаётесь, делая всё возможное, чтобы выжить во время написания "очередной серии в одиночку", но, уверен, что принципы повышения эффективности, перечисленные ниже, помогут вам ещё лучше УКРЕПИТЬ СЕБЯ для достижения поставленных целей.

ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЦЕНАРИСТА:

1. «Общайтесь» с той областью, о которой пишете.
Часто бывает так, что по сюжету мы должны писать то, с чем мы ранее не сталкивались на личном опыте. Например, сценарист мог вырасти в большом городе и не разу не видеть, как выглядит ферма или доится корова. И тут ему делают заказ на сериал, где он должен писать о жизни семьи, которая живёт в глухом селе, содержит хозяйство, у неё с этим разные сложности, радости и события.

Возможно, кто-то мог бы сказать, что нужно почитать что-то на эту тему в интернете и хватит…, но толку от этого будет мало. Вы потратите дни своей работы, но вы не сможете об этом качественно писать. Чтобы АКТИВНО творить на заданную тему, её надо чувствовать, надо «стать» этими сельскими людьми (конечно, в момент непосредственной работы над сценарием). Поэтому, лучшим способом начать писать об этом хорошо и без лишних трудностей, является - взять и отправиться в подобное село, посмотреть, пощупать всё собственными руками, пообщаться с этими людьми, и ПОНЯТЬ эту жизнь.

Ярким примером того, где сценаристы пренебрегли этим правилом, является провальный сериал о бальных танцах «Держи меня крепче». Если бы вы слышали отзывы танцоров о сюжете этого проекта… В один голос они говорят, что писали те, кто понятия не имеет о бальных танцах и о том, какая там жизнь внутри. Ведь вставить наркоту, предательство, преступления и другие банальности может каждый, а вот создать у зрителя ощущение реальности и правдоподобия – это мастерство, требующее труда.

2. Смотрите фильмы.
Думаю, вы замечали, что когда работаете в определённом жанре, то, смотря фильмы этого жанра, вы «попадаете на волну», бурлите идеями и воображение начинает работать лучше.

Так как деятельность сценариста связана с большим количеством умственного труда и создания «мыслеформ» (а это часто выматывает покруче, чем физический труд), важно обеспечить, чтобы вы получали что-то ПОДОБНОЕ взамен. Возможность полноценно «подпитывать разум сценариста» даёт просмотр фильмов. Таким образом, вы можете сохранять баланс, который позволит не чувствовать «дефицита воображения».

3. Хорошо питайтесь и пейте витамины.
Элементарное правило, напрямую связанное с умственной деятельностью. Если в вашем питании есть сбои, или же оно неполноценное, то это будет отражаться на состоянии вашего тела и способности вырабатывать энергию. А если с энергией дела плохи, то будет трудно переносить задуманное на бумагу. Витамины позволяют опять же сохранять и накапливать необходимую энергию. Просто попробуйте определённое время с ними и затем без них, и вы увидите колоссальную разницу. Не экономьте на этом.

4. Высыпайтесь.
Сон – основной способ организма восстановиться. И если вы им пренебрегаете во имя творчества, то рано или поздно это по творчеству и ударит. Причём больно. Вы точно знаете, сколько нужно вашему организму времени на сон, поэтому старайтесь спать не меньше этого времени. Благодаря этому вы будете более выносливы физически и умственно, будете более продуктивны и сообразительны.

5. Не принимайте обезболивающие.
Последние исследования показывают, что кроме разрушительных последствий для внутренних органов человека, принятие обезболивающих притупляет восприятия, аналитическую деятельность и способность ясно мыслить. Если вы посмотрите в листок-вкладыш таких препаратов, то увидите массу противопоказаний, таких как: ограничение к вождению автомобиля, рекомендации не браться за работу, где важны внимание и сосредоточенность, и многое другое. Эти препараты могут давать «сиюминутное ощущение ясности», но вслед за этим притупление и ослабление всех органов чувств, и главное - блокировку мыслительных процессов.

6. Не совмещайте алкоголь с рабочим процессом.
Хотя возможно вы и слышали такие фразы: «О, это мне помогает! Так у меня лучше работает воображение…» или «Мне нужно быть немного сумасшедшим, чтобы написать что-то гениальное, поэтому каждый день перед работой я выпиваю 50 грамм…», но как это не оправдывай – такой подход не приведёт к устойчивому успеху. При приемё алкоголя ваша способность мыслить значительно снижается, снижается скорость реакции и способность излагать идеи на бумаге. Конечно, это личное дело каждого, но так как созданный вами продукт оказывает прямое влияние на общество и культуру целой страны или даже нескольких государств, вы должны следить за тем, чтобы этот самый продукт был действительно высокого качества.

Такие сценарии, которые написаны под «ежедневный рабочий косячок» хорошо нам известны, и они уже не приносят дохода своим продюсерам, и не приносят никакой пользы нашему обществу.

7. Отдыхайте.
Иногда, в порыве не потерять достойный заработок, вы можете забывать о качественном отдыхе. Что собой представляет хороший отдых? Да что угодно, лишь бы это позволило выдернуть внимание со сценария и переключить его на что-то иное, и почувствовать, что вы временно можете не вспоминать о своей работе. Это может быть двухдневная рыбалка или двухчасовая игра в теннис, поездка за город с физическими работами в саду или мини-путешествие. Главное, чтобы после отдыха вы чувствовали, что начали свежим взглядом смотреть на свое рабочее место, и что дела идут легче и быстрее. Вспомните ощущения, когда вы возвращались с двухнедельного отпуска в свой дом. Согласитесь, вы смотрели на всё как-то по-другому. Важно научиться кардинально менять свою деятельность на короткий срок. Если вы постараетесь, то сможете найти доступные и эффективные варианты еженедельного отдыха.

8. Гуляйте на свежем воздухе.
Помните то состояние, когда под конец активного дня писательской работы иногда возникает ощущение некоторого «я немного не здесь» или «трудно сосредоточиться». В такие моменты хорошо помогают прогулки на свежем воздухе. Старайтесь после рабочего дня выходить на улицу, а не уходить в интернет, т.к. он может ещё больше «затуманить» ваше состояние. Когда гуляете, смотрите по сторонам, наблюдайте за людьми, за машинами, за природой. Это хорошо выдёргивает застрявшее внимание «из головы», вы снова возвращаетесь к жизни и быстро восстанавливаетесь. Попробуйте, и не жалейте на это времени!

9. Занимайтесь спортом.
Вы действительно выполняете много умственной работы. И после этого бывает ощущение, что устаёт и тело. Но это обман. Тело наоборот требует энергии, а энергия возникает в движении. Когда вы занимаетесь спортом, тело хорошо насыщается кислородом, приходит в тонус, наполняется энергией и даёт вам ещё больше возможностей активно работать. Кроме сохранения здоровья и профилактики разных нежелательных болячек при нашей-то усидчивой работе, занятия спортом создают поистине боевое настроение, и добавляют силу и выносливость.

10. Не начинайте работать в плохом настроении.
Всё же бывают случаи, когда кто-то испортит настроение. В такие моменты негативные эмоции вытесняют положительные, и если только вам не предстоит писать о том, как «кто-то кому-то жестоко отомстил», то лучше в этот момент не начинать работу. Подождите немного, прогуляйтесь, а когда почувствуете, что «оно осело», приступайте. В ином случае, вы вносите негативные эмоции в ваше творчество, и чаще всего потом всё равно приходится переписывать.

11. Не миритесь (не соглашайтесь) с отвлекающими факторами.
В статье №3 «КАК ДОВЕСТИ СЦЕНАРИЙ ДО КОНЦА» я уже раскрывал эту тему. Но давайте ещё раз посмотрим, что может являться этими самыми отвлекающими факторами? Когда вы сосредоточены в работе над сценарием, то вас может что-то сбить, отвлечь, «спросить, что ты там написал» или «мяукнуть, т.к. его до сих пор не покормили», всё это отвлекающие факторы, и они замедляют работу или вовсе уводят вас в сторону от основной цели – выполнить запланированный объем работ. Поэтому, сделайте всё возможное, чтобы убрать их из своей сценарной жизни

Также предлагаю вашему вниманию ценную рекомендацию Стивена Кинга о рабочем пространстве сценариста. Работает на 100%: «Комната может быть тесной, и только одна вещь там должна быть обязательно: дверь, которую можно закрыть. Закрытая дверь - это способ сказать всему миру и самому себе, что шутки кончились; вы серьезно намерены писать и делать дело. Дверь отсекает весь остальной мир, а вас запирает внутри и заставляет сосредоточиться на работе. Если можно, у вас в кабинете не должно быть телефона, и уж точно не должно быть ни телевизора, ни дурацких отвлекающих видеоигр».

12. Создавайте "импульс движения".
Думаю, вы неоднократно сталкивались с тем, что когда начинаешь писать после некоторого перерыва, сначала может возникнуть ощущение, что ты сдвигаешь с места что-то невероятно тяжёлое. И если это не касается планирования сценария (т.е. разработки истории, персонажей или создания поэпизодного плана), то это вопрос того, что нужно просто ПРОДОЛЖАТЬ ДВИГАТЬ это «что-то тяжёлое». Представьте, что вам необходимо разогнать целый локомотив. Насколько легко было бы тронуться с места, чтобы потащить за собой огромный груз? И смог бы этот локомотив сразу понестись на максимальной скорости? Нет. Ему нужно набрать ход.
Но теперь представьте, что вы его разогнали. Он несётся на нужной вам скорости и всё, что необходимо делать – это поддерживать эту скорость, а «сдвигать с места что-то тяжёлое» уже не нужно.
Так и в нашей деятельности, её важно разогнать и поддерживать на максимально возможной скорости. Но если вы по какой-то причине остановились, то, возможно, вам снова придётся прорываться сквозь «невидимую стену», разгонять и разгонять себя, чтобы снова попасть в тот темп, в котором вы работали до остановки. Но лучше остановок просто не допускать, а для этого следует выполнять все вышеописанные пункты.

13. Не отклоняйтесь от поставленной цели.
Может у вас бывало так, что когда вы приступали к какому-то «очень потенциальному проекту», вдруг начинали появляться другие «не менее потенциальные» или какие-то соблазны, объясняющие, что нужно бросить начатое, или какие-то предложения, вообще не касающиеся сценарной деятельности, но зато «обещающие большие перспективы». Конечно, к этому пункту нужно подходить гибко, в любом случае все предложения и существующие проекты нужно рассматривать и анализировать. Но учтите - жизнь так устроена, что может уводить вас в сторону. И это одна из ловушек в любом виде деятельности. Ваш успех и победы напрямую связаны с вашей способностью доводить начатое до конца. И чтобы не вставало на пути, какие бы сомнения не возникали, какие бы доброжелатели не советовали «бросить это дело и заняться чем-то реально доходным» или говорили «это сейчас не в ходу, надо писать о…», пишите, пока не закончите начатое. Обязательно допишите сценарий, не оставляйте дело сделанным наполовину.

И лишь когда закончите, рассматривайте или принимайтесь за новые предложения. Иначе вы можете допустить ошибку. Ведь вполне возможно, что тот «недописанный сценарий», который требует всего двух недель работы, и есть ключ к вашей мечте. Кто знает?

В будущем, если вы почувствуете какие-то признаки «писательской усталости», просто просмотрите эту статью, примените подходящие вам рекомендации, восстановитесь и доведите сценарий до конца. А ещё лучше – изначально создайте для себя «запас прочности», применяя вышеперечисленные принципы на постоянной основе, и вы сможете отдаваться своей любимой работе столько, сколько пожелаете.

Желаю успехов!

Автор статьи - Александр Астремский, киносценарист, руководитель Сценарной студии "ASTORIES" (при участии Наталии Астремской).

There are 5 Comments

Аватар пользователя Ольга Пташко

Со всем согласна, только против категорически лишних таблеток (я о витаминах). Вот все пили пачками витамин С 50 лет, а сейчас выяснилось, что он рак прямой кишки вызывает при регулярном употреблении. Его открыватель - одна из жертв. И сколько понадобилось времени, чтобы это выявить, и сколько трупов (в том числе и в моей семье)!

Аватар пользователя Гость

Не все витамины такие. Например, аскорбиновая кислота, которая выдаётся за цельный витамин С - имеет негативный эффект. Ещё в 20х годах прошлого века, в США был эксперимент, когда её давали беременным и потом у них были больные дети. Поэтому, надо искать либо все составляющие "С" либо есть цитрусовые. По крайней мере, гарантия того, что не химия. В целом, если в правильной дозировке и хорошего качества - то ничего плохого от витаминов не будет. "Вита" - означает "жизнь". Также, сейчас используется подсластитель аспартам. Уже давно доказано даже американскими учёными, что он разлагает мозг на формальдегид. Процесс необратимый. Однако, сколько на прилавках сейчас диетических продуктов, где есть аспартам! Поэтому, нужно находить ПРАВИЛЬНУЮ причину. Никто не умирает ОТ Витамина С. Люди едят апельсины килограммами - и нормально. Смерть вызывают те компоненты, которые входили в хим. состав препарата ВЫДАВАЕМОГО за Витамин С.
Поэтому, приходится быть наблюдательным, что в профессии сценариста очень важно.

Аватар пользователя ВаДей

Спасибо, Александр.Вы - умница, какие не часто встречаются на просторах необъятной родины нашей :phpbbfun:

***
[i][color=blue]Опыт - это когда на смену вопросам "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "На хрена?!" М.Косолапов. "Записки чекиста"[/color][/i]

Аватар пользователя Tsvena_Lena

А я могу работать только при включенном телевизоре и если кто-то болтается по квартире. :)) Мне нужны раздражающие факторы, как подпитка. :) Когда я жила в большой семье, то работала на кухне: сидела на диване по-турецки, нотик на коленях - и писала. :) А вокруг шарились четыре кошки, ходили мои домочадцы, громко общались между собой. :) Им было только строго-настрого запрещено обращаться лично ко мне и дергать меня за руки. :))) Вы себе не представляете, как продуктивно мне работалось! :)))) сейчас, когда я живу в отдельной квартире и из раздражающих факторов только дочь, собака и телевизор - писать сложней. :)

Будем жить так, чтобы депрессия была у других!

Аватар пользователя ВаДей

Елена, вашим способностям остается только позавидовать. Лично я в таких условиях не написал бы и строчки :SAD:
Но вот что интересно: "гениальные" идеи приходят как раз в тот момент, когда нет никакой возможности их записать :HAPPY:
Например, в переполненном вагоне метро или, еще хуже, во сне :WALL:

***
[i][color=blue]Опыт - это когда на смену вопросам "Что? Где? Когда? Как? Почему?" приходит единственный вопрос: "На хрена?!" М.Косолапов. "Записки чекиста"[/color][/i]