http://www.screenwriter.ru/forum/index.php?showtopic=1349&st=5600
Тэг – это небольшой блок действия. От одной до трех минут.
Тэги по сути различаются на две категории.
Первая.
Тэги в конце каждого акта серии. В этом случае вы пишите некоторую кульминацию (пока что неразрешенную!), которая будет обрываться перед очередной рекламной паузой. В этом случае ваша задача – чтобы телезритель ни в коем случае не оторвал свою задницу от кресла во время рекламы. И с нетерпением предвкушал развязку вашей кульминации.
Вторая.
Финальный тэг стоит перед титрами.
Учтите: речь идет только о тех видах сериалов, где он необходим. В первую очередь – в финалах серий телеплеев/горизонтальных телесериалов и в финале первой серии ТВ-муви/двухсерийного фильма.
То есть, нужен тэг или нет – зависит исключительно от формата вашего сериала. Он, как правило, не нужен в одночасовой драме/вертикальном сериале – ведь ваша история уже закончилась. Хотя, если вы после окончания истории «А» вешаете дополнительную загадку какой-то значимой сквозной линии сериала – имеете полное право сделать интересный тэг. Не помешает.
В какой-то степени финальный тэг – это прямая противоположность тизера.
Повторюсь: не путайте оригинальный тизер с opening sequence – нарезкой купюр из предыдущих серий, рассказывающих о их содержании. Или иногда в качестве тизера делают простое повторение финального тэга предыдущей серии - тот же opening sequence. Как правило opening sequence применяют в сериалах получасового формата.
В чем же различие тизера и тэга?
Тизер – это всегда часть первого акта.
Тизер, как правило, заявляет историю. Завязывает интригу. Показывает какой-то секрет – который будет рассказан далее в серии. Настраивает зрителя на историю, на жанр, на интонацию и так далее. Пример – любой эпизод «Доктора Хауса», где тизер – завязка загадочного медицинского случая, являющегося основой истории «А» (то есть главной истории) каждого эпизода.
Финальный тэг же, как правило, всегда стоит особняком по отношению к истории «А» в серии.
Это самостоятельный отдельный блок, который дает истории новое дыхание, новый толчок и новую загадку – которая разрешится в следующей серии/сериях. Тэг заставит зрителя на следующий день снова плюхнуться в кресло и смотреть ваш сериал. Тэг – это мини-история, которая обрывается на полуслове. Это – приманка. Крючок. Завлекаловка. Хороших примеров – масса.
Тэг пишется в вашем сценарии (так же, как и тизер) только тогда, когда этого требует формат сериала. И когда из серии в серию вы повторяете этот прием.
Все гуру теледраматургии твердят об одном: вы никогда не должны заканчивать свою историю «A» тэгом. История «А» завершается в последней сцене заключительного акта серии! А потом уж – тэг. Который – заметьте - иногда не имеет никакого отношения к истории «А» этой серии! Так же как и тизер (но об этом я уже писал).
Пример – некоторые серии «Во все тяжкие».
Отчасти это связано и с тем, что иногда дополнительную рекламную паузу на кабеле ставят именно перед тэгом. А иногда тэг…вообще отрезают и выкидывают нах!
Не у нас.
На американских кабелях – ради лишнего рекламного времени.
И последнее.
На российском ТВ и кабеле могут произвольно меняться количество рекламных пауз и их расположение. У нас, в отличие от американцев (увы!), нет четкого и устоявшегося разделения на количество актов в зависимости от формата сериала. И часто паузы ставят совсем не там, где вы это внятно предусмотрели, разбивая серию на акты.
Но грамотное использование тэгов в финалах актов и финале серии – признак настоящего профессионализма автора.
Вопросы есть?
Удачи.
CU