КАК ДОВЕСТИ СЦЕНАРИЙ ДО КОНЦА. Даже когда он грубо сопротивляется.

Серия статей «Профессиональный сценарист».

Статья №3 «КАК ДОВЕСТИ СЦЕНАРИЙ ДО КОНЦА. Даже когда он грубо сопротивляется».

Сколько неизвестных нам людей могли бы стать успешными сценаристами? Сколько сценарных идей, не вырвавшись на бумагу, так и остались в головах тех, чьи тела сейчас мирно покоятся на городских кладбищах? Но самое грустное – сколько незавершённых сценариев сейчас пылится в письменных столах (или скрыто в памяти компьютеров) тех, кто так и не смог дать себе достаточно сильного пинка, и заставить себя ДОВЕСТИ НАЧАТЫЕ СЦЕНАРИИ ДО КОНЦА.

Конечно, всегда есть сто причин, мешающих нам писать. Лень, жена, дети, тёща и «Нужно ещё как-то зарабатывать». Или - муж, подружки, стирка, интернет и «сколько можно меня дёргать?». Оправданий, так же как и различных бытовых помех, всегда найдётся очень много. И чем вы умнее, тем убедительней будут ваши оправдания.

Но как бы вы посмотрели на героя нового разрекламированного боевика, который, двигаясь к своей цели, неожиданно остановился бы в середине пути через полчаса после начала фильма и сказал: «Всё мне надоело, у меня ничего не получается». Экран бы погас, в кинотеатре включился бы свет, и вы, с полным непониманием происходящего, спросили себя: «Кто снял такой дерьмовый фильм?».

А ведь, друг мой, наша жизнь - это такой же боевик и экшен, только мы часто этого не замечаем. Или в ежедневных тусклых сражениях за выживание забываем об этом. Как там говорят наши бывшие одноклассники? - «Рутина затягивает…».

Что ж, похлопаем их по плечу и скажем: «Какие мечты и цели ты потерял, дружище?». Да, именно так, рутина – это состояние при отсутствии целей. Наши глаза горят, и энергия бьёт ключом до тех пор, пока мы слышим стук копыт под собой, пока ветер бьёт нам в лицо, а мы всё продолжаем стучать по клавишам.

Вы хотите довести сценарий до конца? А он сопротивляется как сумасшедший? Начинаем применять приёмы из книги единоборств профессионального сценариста. Сначала осознайте следующее – сопротивляется не сценарий, сопротивляется ЧТО-ТО внутри вас. И ваша задача - победить это ЧТО-ТО или умереть в бою. На меньшее не соглашайтесь.

Итак, приём первый: СТАВИМ СЕБЕ ЦЕЛЬ! «Я хочу завершить сценарий». Нет, это не полная формулировка цели. Чемпионы мира всегда знают маленькие секреты, и, в нашем случае, этим секретом будет то, что очень часто (чаще, чем вы думаете) упускается из виду при написании сценария – это ДАТА. Точная дата, к которой вы хотите получить завершённый продукт! То есть, если вы остановились – восстановите свою цель с указанием точной даты (или поставьте новую дату) и создавайте своё творение дальше!

Приём второй: ставьте ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ на всём пути к большой победе. Каждая промежуточная цель – это удар под дых тому, ЧТО сопротивляется внутри вас. Эти более мелкие цели могут быть следующими: завершить поэпизодник, написать первые десять страниц, написать следующие десять страниц и так далее.

Приём третий: обязательно создайте РАСПИСАНИЕ для своей сценарной деятельности. Если работа сценариста является вашей основной работой, то вы должны знать, - в какое время вы начинаете писать, и до какого момента вы будете продолжать, не смотря ни на что. Например – с 9.00 до 14.00. И когда вы пишете, то вы именно ПИШЕТЕ. И смело посылайте к чёрту всех, кто пытается вам помешать. Это ВАШЕ время. Не отрывая взгляда от монитора, сурово взведите курок, направьте свой кольт на врагов вашего расписания и… продолжайте писать.

Приём четвёртый: удалите любые ОТВЛЕКАЮЩИЕ факторы. Здесь шаг первый - отключаем все телефоны. Да, именно отключаем. Не ставим на беззвучный режим, а нажимаем на кнопку «Отключить». Иначе, по пути в туалет или за очередной чашкой кофе, обязательно захочется посмотреть – кто там мне звонил? И тогда ваше внимание переключается на звонившего, а в мыслях крутится вопрос: «Вдруг что-то срочное?».

И следующий нелёгкий шаг: отключаемся от интернета в соответствии с ежедневным сценарным расписанием. Никаких «Мне нужна информация», и никаких «Мне надо переключить внимание». Интернет во время работы – отвлекающий фактор, и на это нужно смотреть без компромиссов. Если вам нужна информация, которую вы собираетесь искать в сети, тогда просто включите в ваше расписание отдельное время для этого процесса.

Использование одного только этого четвёртого приёма (отключение телефона и интернета), уже поднимет вас на невиданные высоты сценарной эффективности.

Кстати, у меня только что появилось ощущение, что ваш скрытый внутренний враг, мешающий стабильно заниматься сценарной деятельностью, уже начинает меня немного ненавидеть. Тогда специально для него… несколько цитат от Стивена Кинга из руководства для писателей ««Как писать книги. Мемуары о ремесле».

Вот что говорит Стивен: «Даже продуктивному писателю трудно работать в атмосфере, где прерывания и отвлечения являются не исключением, а правилом». И ещё: «Для любого писателя, особенно для начинающего, мудро будет убрать все отвлекающие моменты». Хорошо и точно сказано.

Поэтому продолжим уничтожение ТОГО, ЧТО вам мешает, делая это в дружеской компании со Стивеном Кингом, который великолепно описал для нас очередной, то есть пятый приём, в нескольких мудрых предложениях.

Вот эти золотые слова: «За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со ВСЕЙ ДОСТУПНОЙ МНЕ СКОРОСТЬЮ, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой - это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента».

Ну что, дамы и господа, теперь подведём итоги?

Имея цель и расписание, мы не позволяем сбить нас с пути никаким отвлекающим факторам, и при этом пишем на всей доступной нам скорости. Все сомнения умирают, когда вы просто ПИШЕТЕ, и поэтому продолжайте писать несмотря ни на что.

Если перестали писать - заставьте себя и снова продолжайте. Не сдавайтесь. Ваш скрытый внутренний враг этого только и ждёт. Не забывайте, что ваша жизнь – это самый главный сценарий. Так что пусть вам будет, чем гордиться. Сначала будет сложно. Садитесь и пишите. Скоро ТО, что вас сдерживало, начнёт сдаваться. И тогда каждое следующее прикосновение ваших пальцев к клавиатуре будет добивать ЕГО пулеметной очередью. Пока ваш враг не сможет даже ползти.

Ну что ж, окиньте ЕГО напоследок прощальным взглядом и продолжайте писать. Продолжайте писать до тех пор, пока вместе с последним нажатием клавиши на вашей клавиатуре не прозвучит контрольный выстрел.

И тогда вы откинетесь в кресле и, стерев пот со лба, сможете насладиться невероятным ощущением неземного удовольствия, которое наступает после появления на экране монитора пяти последних букв, вылетевших из-под ваших пальцев одна за другой: К-О-Н-Е-Ц…

Но это ещё не всё. Теперь сценарий нужно откорректировать. И о том, как это сделать профессионально, читайте в следующей статье.

Автор статьи – Александр Астремский,
киносценарист, руководитель Сценарной студии «ASTORIES».