Серия статей «Профессиональный сценарист».
Статья №2 «ЗРИТЕЛЬ В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ».
Российский кинематограф 2008. Провал за провалом. Череда убыточных кинопроектов, расстроенный зритель и недовольные инвесторы.
Можно долго говорить о кризисе отечественного кино, но оно от этого прибыльней не станет. Можно сетовать на недоработки режиссёров, но это не ключевая проблема. Можно сказать, что страна нуждается в настоящих профессионалах в сфере киноиндустрии… и это будет уже теплее. Но совсем горячо станет, когда мы коснёмся проблемы отсутствия сценариев со знаком качества.
Вам наверняка хорошо известно, что любой качественный продукт должен соответствовать определённым стандартам. И эти стандарты создаются на основе того, за что платит конечный потребитель.
Господа сценаристы, как вы считаете, КТО конечный потребитель вашего продукта? Нет, не продюсер, хотя именно он вам платит деньги. Конечный потребитель вашего продукта – это БУДУЩИЙ ЗРИТЕЛЬ. Для примера, когда архитектор создаёт проект будущего дома, он должен думать об удобстве тех, кто в этом доме будет жить. В таком случае он сможет действительно учесть ВСЕ важные детали.
В нашем случае, если сценарист будет подстраиваться под точно размеченные указания редакторов, может пострадать (и часто страдает) самое главное – история, которую он создаёт для зрителя. Я не имею ничего против стандартного сценарного формата в 120 страниц и остальных тонкостей, созданных стражами, стоящими на пути к продюсерам, если это не урезает потрясающую историю, созданную сценаристом.
Так вот, качество истории, заложенной в сценарии – это важнейший фактор, влияющий на соответствие сценарного продукта ЗНАКУ КАЧЕСТВА. А знак качества будет ставить не кто иной, как зритель, восхищённо рассказывающий о фильме своим друзьям. И уже затем, - продюсер, удовлетворённо подсчитывающий доходы от проката фильма.
Соответственно, если вы – сценарист, и хотите делать зрителя счастливым и довольным, а кинопродюсера – всё более богатым и известным, то вам нужно понять – КАК создаётся та самая история, которая станет очередным кинохитом, и будет долго держать первые места в рейтингах кинопроката.
И здесь на первое место выходит ключевое данное, способное дать начало новым идеям, новым историям, и в результате привести к рождению новых лидеров мирового кинопроката. Это данное звучит так: «ЗРИТЕЛЬ ИЩЕТ ПРИКЛЮЧЕНИЕ».
Но что это такое - «приключение»? И каково его устройство? Давайте в этом разберёмся. Ведь это нам на самом деле нужно для того, чтобы создавать увлекательные и прибыльные истории.
Анатомия приключения показывает нам несколько главных вещей, из которых затем следует всё остальное. Первое – зритель хочет наблюдать битву двух противостоящих сил. Начнём с простого: «Ну, погоди!», «Том и Джерри», «Гарри Поттер», «Властелин колец»… Продолжать можно долго. Но главное, что нужно увидеть, – когда вы создаёте историю, вы создаёте противостояние двух сил. Даже если это силы внутри самого человека, и он борется сам с собой или со своими слабостями.
Второе (следует из первого) – для того, чтобы вам кто-то мог противостоять, у вас должна быть ЦЕЛЬ. У «белых» в фильме должна быть цель, которую им будут мешать достичь «чёрные». Кто-то к чему-то стремится, и мы получаем мотивацию героя и противостоящую ему мотивацию антигероя. Итак, первое – две силы, второе – две противоположных цели. Посмотрите, с каким самозабвением мужская половина нашей планеты прилипает к экранам телевизоров во время футбольных чемпионатов, и вы ещё лучше поймёте то, о чём я говорю. И далее, для примеров, опять кино: «Матрица», «Дозоры» и любой последний фильм, который вы смотрели. Любое приключение пронизано любопытством, выраженным простой фразой «Кто кого?».
Итак, мы создали две силы (или более), поставили перед ними большие цели, теперь переходим к пункту номер три. Мы создаём им проблемы! Сначала давайте наделим АНТИГЕРОЯ способностями, которых нет у нашего главного героя. А затем оторвёмся по полной программе, подвергая нашего героя различным мучениям, и забрасывая его в ужасные передряги так, чтоб ему мало не показалось. Ведь он всё равно, в конце концов, победит, так зачем же его жалеть? Герою должно быть трудно. Иначе, что это за приключение?
Теперь пришло время наделить ГЛАВНОГО ГЕРОЯ такими качествами и возможностями, которыми не обладает антигерой. Чтобы герой мог задать антигерою такую трёпку, которая создаст у зрителя чувство глубоко удовлетворения от увиденного и (внимание!)… от пережитого. Потому что ваша задача, как сценариста, вовлечь зрителя в приключение, позволить ему войти в мир, созданный вами, и принять участие в битве, разворачивающейся на экране.
И эта битва должна быть насыщена пятым элементом любого великолепного сценария – ДЕЙСТВИЕМ. Действие должно быть непрерывным! Я не имею в виду, что если вы создаёте приключение, вам нужно писать экшены или триллеры. Нет, я говорю о другом – каждая сцена обязательно должна двигать приключение дальше. Не создавайте сцены ради сцен или ради ярких персонажей. Это вызывает скуку. Как только герой перестаёт направлять внимание на свою главную цель – действие останавливается и фильм становится скучным. Как только антигерой перестаёт мешать герою двигаться к его главной цели – интерес зрителя пропадает.
Приключение – это стремление к цели, преодоление препятствий на пути к этой цели, это чувство победы после упорных трудов, испытанной боли, предательства или приобретения друзей. Это страх, что ничего не получится, и что ты можешь проиграть, это непредсказуемость действий противника, это активизация всех своих способностей на последнем издыхании, и слёзы счастья, когда всё, в конце концов, получилось.
А сценарист – это тот волшебник, который создаёт для будущего зрителя это приключение, и приглашает зрителя принять участие в новой большой битве противостоящих друг другу сил.
Профессиональный сценарист должен ясно понимать, какую ценность он представляет для современного общества, и поэтому должен выполнять свою работу хорошо и умело.
И тогда в будущем, на вопрос друзей «Чем ты занимаешься?», вы сможете с улыбкой ответить: «Я создаю и продаю приключения», и затем скромно пригласить их в кинотеатр, на очередной фильм, поставленный по вашему сценарию.
[b]Автор статьи - Александр Астремский,
продюсер, киносценарист, Продюсерская компания «ASTORIES».[/b]