Кинопродюсеры тоже плачут

Серия статей «Профессиональный сценарист».

Статья №1 «КИНОПРОДЮСЕРЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ или что спасёт отечественный кинематограф?»

Современная сфера киноиндустрии буквально пронизана фразами продюсеров и режиссёров о катастрофической нехватке качественных киносценариев.

В то же время, когда какой-нибудь сценарист посылает свой очередной киносценарий на рассмотрение в продюсерскую компанию или на киностудию, то он получает ответ, что «в связи с большим количеством присылаемых сценариев ваша работа будет рассмотрена в течение двух-трёх месяцев».

Если задуматься о причинах нехватки качественных сценариев, то можно представить только два варианта. Первый – сейчас пишется мало сценариев (а это явно не так), второй – пишется очень мало [u]качественных[/u] сценариев, и они теряются в общей массе, как жемчужины в помойной яме.

Исходя из этого, получается, что продюсеры и редакторы киностудий, в поисках хороших сценариев уже замучили свои глаза неинтересными историями, а хороший сценарий, будучи одним из ста или более текстов, до них даже не смог добраться. И так продолжается месяц за месяцем и год за годом.

Вред от большого количества непрофессиональных сценарных работ проедает дыры в карманах продюсеров и разуме бедного зрителя в кинотеатрах, а отечественный кинематограф превращается в «поле чудес», где будущий успех фильма в основном строится на догадках и предположениях.

Доходит до того, что некоторые продюсеры, разочарованно плюнув на многотонную кипу просмотренных сценариев, садятся и пишут сценарий собственными силами, что окончательно душит отечественное кино. И уж денег киностудиям точно не добавляет.

Почему? Потому что невозможно создать шедевр, не будучи профессионалом. «Но где они? Где профессиональные сценаристы?» – спросят продюсеры - «Их же по пальцам можно пересчитать». И я с этим соглашусь.

Огромным минусом российского рынка кино являются две вещи. Начнём с практически полного отсутствия сценарных агентств. Ведь одно дело – создать качественный сценарий, и совсем другое – продвинуть его на рынок и продать. И если сценарии должен писать профессиональный сценарист, то продавать сценарии должен профессиональный агент. Иначе сценарист, вместо того, чтобы создавать следующие шедевры будет заниматься и продвижением, и продажей, и рассмотрением договоров и массой других дел, которыми должен заниматься агент. Эффективность сценариста в таком случае снижается в несколько раз, ведь ему становиться сложно сосредоточится на том, в чём он действительно мастер.

И второй минус нашего кинорынка – он буквально перегружен дилетантами-сценаристами, которые, не разобравшись в технологии того, как должны писаться сценарии, создают, мягко говоря, снотворное для редакторов и продюсеров. Глаза слипаются на первых страницах, и в мусорное ведро летит ещё одна пачка бумаги, пропитанной скучным текстом.

Мы получаем масштабную, но почти незаметную со стороны, битву профессионалов и дилетантов. Битву тех, кто хочет и может улучшать современное кино и тех, кто в надежде на удачу рассылает свой нудный текст по всем известным киностудиям.

В чём же в таком случае основное отличие профессиональных сценаристов от дилетантов? Отличий может быть несколько, но на первом месте всегда будет стоять главное – фильм должен быть интересным. А так как фильм начинается со сценария, то интересным должен быть сам сценарий.

Но что делает сценарий интересным? Что создаёт молву о фильме и заставляет нас рекомендовать фильм друзьям?

Конечно же - [b]захватывающая история[/b], умело рассказанная зрителю.

Спецэффекты, яркие персонажи и актёры – это краски, которыми должна быть раскрашена ИСТОРИЯ. Ведь даже самый известный актёр никогда не сделает фильм интересным, если сценарий непродуман и слаб.

Профессионализм сценариста в первую очередь заключается в способности создавать интересные истории, в способности последовательно и понятно эти истории рассказывать, чтобы внимание зрителя на фильме держалось с первой до последней секунды. Ведь зрителю нужен ИНТЕРЕСНЫЙ фильм.

Миллионы вложенных в проект денег не гарантируют того, что зрители будут толпиться в кассах и забивать кинозалы до последнего сиденья. И даже то, что фильм снят по известной книге – не гарантия стопроцентного успеха. Примеры тому – с треском провалившиеся в прокате фильмы, в основу которых легли популярные и захватывающие книги «Поле битвы - Земля» и «Обитаемый остров». В обоих фильмах, поставленных по этим книгам, присутствует одна особенность – история пересказана зрителю непонятно и скомкано.

Конечно, о приоритете интересной истории перед другими составляющими успешного сценария можно спорить, и кто-то даже может попробовать доказать, что это не так. Но именно «способность создавать интересные истории» красной нитью проходит через огромное количество учебников по сценарному мастерству, написанных за последние десятилетия.

Битва профессионалов и любителей будет продолжаться ещё долго. Осколки снарядов, выпущенных из орудий дилетантов, будут ещё долго пробивать большие дыры в карманах продюсеров. Но для того, чтобы эта битва была хотя бы не такой болезненной для нашей киноиндустрии, нужно окончательно понять одно: отечественный кинематограф спасут не спецэффекты и не миллионные бюджеты, а великолепные сценарии, основанные на увлекательных историях.

И именно тогда, когда это окончательно поймут лидеры нашей киноиндустрии – наше родное отечественное кино начнёт быстро набирать популярность во всём мире.

Автор статьи - Александр Астремский,
продюсер, киносценарист, Продюсерская компания «ASTORIES».

There are 7 Comments

Аватар пользователя Гость

Полностью согласен с автором материала. Найти яркий и интересный сценарий не просто. Но даже когда такой сценарий есть в черновике, не плохо было бы релакторам пообщаться с автором, что бы довести сценарий до ума. Но, увы... В ответ редактор... просто советует... смотреть кино и мотать на ус, ибо "у вас ещё всё впереди". Пол года таких вот отписок напрочь отбивают охоту работать. Уж пусть сами продюсеры пишут сами себе сценарии, зарабатывает свои тыщи и тешут себя своими гениальными сериалами, от которого простого зрителя уже воротит.

Аватар пользователя Гость

вопрос - а как же отличить интересную историю от пышной мишуры? пример - отличный фильм "рекетир" снятый казахами, (кажется,) а кто о нем слышал? Или может это не интересная история? почти все учебники подталкивают сценаристов к высасыванию истории из пальца, в них ноль правды, потому редкие исключения становятся хитами, "черный бумер" например. вывод - история должна быть не только удивительной, удивлять не самоцель, а и жизненной - откровенной. Уверен, масса интересных историй потеряна редакторами, потому что они сами мало что видели в этой жизни. Словом - судьи кто?
и вопрос Александру - истории интересуют?

Аватар пользователя скандалист

Я как-то мало читаю всякие комментарии. Не «царское» это дело языком по зубам стучать. Но сегодня прочел, и сердце защемило кручиной. Как же трудно нашему брату
сценаристу творится… Пальцы «сосут», будто «сосать» больше нечего... А я пиво и хребет леща пососать люблю, а под хорошее пиво кто -то и идейку подкинет
хорошую. Коллектив, это же братцы сила! Днепрогэсы лопатами строили.
Услышал, и целый месяц ваяешь как Церетели. Лепишь его родимого,
создаешь очередной киношедевр, а потом ждешь. Это такой кайф - ждать…
А больший кайф, это получить отказ. Не потому, что кто-то лучше написал и чей-то сценарий покорил продюсера, а потому, что повезло и ты, не вляпался в то дерьмо,
которое снимут на распиленный бюджет.
И ты опять идешь и пьешь пиво и вновь «сосешь» леща, чтобы через месяц другой
написать еще один отпадный сценарий. Время пройдет. И когда народ поймет, что так жить больше нельзя… Когда при виде «Кармелиты», «Горячего льда» и прочей хрени народ захочет блевануть. Когда захочет чего-то мощного, художественного и душевного. Вот тогда редактор вытащит из корзины твой сценарий, и, прочитав на трезвую голову, скажет:
-Шедевр! Жди и твое время придет!

Будь бдителен-ЧК не дремлет!

Аватар пользователя Гость

Скандалист, мне кажется, что сегодня многие редактора... играют в такую вот иру "Сам себе режиссёр". Им не нужно кино, не нужно мотать нервы... Им просто хочется... посмеяться над тем, как народ на халяву шлёт свои шедевры, в ожидании чуда. Во всей этой суете есть один выход: снимать своё кино за свои деньги. Это и проще и спокойнее, чем ждать месяцами ответ, который заранее известен.

Аватар пользователя скандалист

Суть гнилого российского кинематографа мне известна.
Продюсер тянет своего близкого друга, в надежде, что бред близкого по собутылию товарища получит вожделенный Оскар. Ну если не Оскар - так хоть бюджет "распилят" да купят себе по "Мерину".
Пример: Высылаю сценарий лауреат международного конкурса ЕВРАЗИЯ 2008 в "СТАР МЕДИО -сами нашли мой эл.адрес.
Ответ: Ваш сценарий это очень дорогой проект. Это не наш формат. Мы готовы рассмотреть ваши работы если
они будут соответсвовать формату сериалу "Горячий лед"
Ну думаю парни из Киева шедевр сняли. Вытерпел 10 минут - ровно до первой рекламной паузы. Вставил два пальца в рот - блеванул... Это бля... такой кайф!
Больше не видел ни одной сериии и видеть не хочу.
Хорошо у меня друзья и одноклассники с кинематографом на - ТЫ. Так они мне рассказывают о нашем кинематографе такое - караул!!!!!!!!!!!
Легче перевести на английский и запустить проект в Голливуде. А пока сесем леща и пьем пиво - архив шедевров полнится.

Будь бдителен-ЧК не дремлет!

Аватар пользователя скандалист

Да по поводу халявы: Чем больше сайтов будут смаковать ваш "шедевр", тем меньше шансов его украсть у киношников.
Закон об авторском праве гласит, что тема опубликованая в интернете, является (опубликованой)
А значит доказать свое авторство очень просто.
Ваше творение появляется всегда раньше украденного сценария. Админы сайтов знают когда оно поступило, а это уже доказуха.

Будь бдителен-ЧК не дремлет!

Аватар пользователя Гость

Уважаемый Александр!
Вы отличный диагност - не хуже доктора Хауса. Ваши констатации замечательно раскрывают глаза сценаристам с нулевой фильмографией... но и не более того. Конечно, адекватно представлять ситуацию на рынке - это тоже дорогого стоит, только беда в том, что 99% начинающих сценаристов, и уж всяко автор этих строк, свои истории считают уникальными и неповторимыми (циников и рыночных подстилок в расчет не берем), и им бы очень не хватало хорошего совета о том, как заинтересовать своей гениальной историей замороченных продюсеров и режиссеров. Ан совета-то и нет...
Тем не менее, остаюсь очень благодарным Вам за великолепный цикл статей с отличным структуированием проблем и рабочих моментов.