4. Об истории

Ох не спится. и не работается. не читается и не играется. поэтому продолжу свои рассказки.
необходимая преамбула. то что я буду писать ниже - смесь из личного опыта, рекомендаций профи и где-то прочитанного и услышанного.
итак вернемся к штуке которая называется история для игрового кино. она же story. она же то что так трудно придумать. как же ее наваять с нуля?
небольшое отступление.
как правило в разных учебниках пособиях на семинарах во вгике на курсах и прочем учат писать сценарии. характеры диалоги конструкция акты поворотные события и т.п. как у филда. либо улучшать уже написанное - как у сегер. но вот как научить человека УМЕНИЮ ПРИДУМЫВАТЬ? вроде как невозможно. но это только на первый взгляд. мне кажется - можно.
но! я не открою вам секрета создания гениальной истории. а всего лишь крепкой профессиональной и по возможности интересной. причем - не зацикливаясь на каком-то жанре. предупреждаю заранее: это не метод для артхауса или хард порно.
причем сейчас я хочу поговорить ИМЕННО об ИСТОРИИ (не о сценарии) полного метра. какого приличного гения-сценариста интересуют истории для сериалов? а тем более заказных? это типо шутка . но есть несколько вещей которые ты должен знать и уметь когда придумываешь историю для кино. причем очень важно: эта история - полный метр или сериал? поясню почему: далеко не каждый полный метр переделывается в сериал. когда к середине 90-х большое кино в россии умерло то многие сценаристы кинулись переделывать и продавать свои старые сценарии пм в сериалы. но не тут то было - на много серий часто попросту не хватало СОДЕРЖАНИЯ. про сериалы поговорим потом - если понадобится.
содержание! отличное слово. ключевое. это не тема. это не идея. не идеология. это даже не голый сюжет. это - мясо вашей истории. откровение. крик души. мессидж urbi et orbi. причем именно классное оригинальное содержание и является как правило основой талантливой истории.
ВОПРОС ВСЕМ: каково содержание "кто-то пролетел над гнездом кукушки" формана? отвечайте смело (НО МАКСИМАЛЬНО КРАТКО) - это поможет нам разобраться с очень важным термином "содержание".
а где же взять его - содержание?
все достаточно просто. надо придумать историю. и вот круг замкнулся.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ (далее - ПС): создайте файл. назовите его "всякая всячина" или "хрень" или "гениальные мысли". и регулярно и методично записывайте туда самые глупые и безумные наброски сюжетов, обрывки мыслей по поводу какой-то будущей истории, какие то реальные случаи, дикие слухи, рассказы сумасшедшей соседки-алкоголички и так далее. все туда! хорошему хозяину все сгодится - рано или поздно вы к чему то записанному вернетесь. проверено.
но человек так устроен что для того чтобы начать что то придумывать ему всегда нужен некий толчок. иногда ты его даже не замечаешь. у всех это бывает по разному. одному надо как следует поддать. другому - косноязычно рассказать будущую историю любимой девушке. третьему - запереться голым в темной кладовке. всем писателям знакомо ощущение пустоты когда мыслей нет. а нужны.
что же тогда делать?
искать.
везде и всюду. как хорошо натасканный пойнтер.
потому что как правило именно повседневная жизнь и ее коллизии и дают толчок нашим творческим мыслям. такое жизнь придумывает - что мама не горюй. сценаристы бразильских сериалов отдыхают. вы ведь пишете для зрителя? так? вот и ищите то что должно быть по идее интересно - вашему будущему зрителю.
ПС:
- открой интернет и почитай всякую хрень в желтой и не только прессе. и тут же копируй что-то тебя задевшее в тот самый файл "я - гений".
- посмотри/пересмотри хорошее сюжетное кино.
- перечитай внимательно 36 бродячих сюжетов. и еще раз. и еще.
- перечитай что-то из любимых писателей.
- послушай любимую музыку.
- почитай биографии великих людей. в их жизни много интересного случалось ч. слово - вспомните сухово-кобылина. или мать терезу. или ленина.
- почитай чужие хорошие сценарии по которым уже поставлены фильмы.
- почитай мифы народов мира – уж там-то историй…
- как следует трахнись в конце концов - это освобождает и раскрепощает либидо. а либидо заставляет нас фантазировать со страшной силой. отсюда - уже ровно полшага до придумывания истории
и так далее.
подобных методов - не счесть. если у кого-то есть свой или что-то придумаете еще - ОБЯЗАТЕЛЬНО поделитесь с нами.
информация! именно она нам нужна! потому что физиологически вашему мозгу всегда нужна ИНФОРМАЦИЯ чтобы он проснулся и выдал на гора суперстори. его только нужно слегка подтолкнуть. катализатором.
и учтите что это все - чистой воды ТРЕНИНГ. вон - потные чуваки штангу каждый день тягают а потом - мировой рекорд. без труда не вытащишь и так далее. вот так же и вы. сделайте для себя ПРАВИЛОМ хотя бы пару раз в неделю отвлекаться от всего на свете и придумывать историю. любую. пусть плохую. пусть вы ее не закончите. пусть она будет еще сырой и короткой - на пол страницы - но ПРИДУМЫВАЙТЕ. и все это - в заначку.
а если ничего не идет в голову - ПОПРОСТУ УКРАДИТЕ СВОЮ ИСТОРИЮ. да да: украдите! только потом ее гениально переделайте - чтобы даже мама автора ее не узнала а не то что сам автор шекспир крал. лопе де вега крал. дедушка крылов воровал вообще беззастенчиво. данте заимствовал. даже михалков у хамдамова спер "в горах мое сердце". а вы что - рыжий? хуже других? крадите с легким сердцем. только ПРИДУМАЙТЕ потом украденному новое СОДЕРЖАНИЕ. и дело в шляпе.
по поводу содержания (что же это за зверь) поболтаем потом - отдельно и с примерами.
итак - начали придумывать. пусть у вас сначала будет 1 корявая фраза. или 2. или 3. пусть сначала будет только лихая завязка которую вы нагло стянули с сайта Fark.Ru (кстати вот уж там историй...только расхватывай как горячие пирожки!). уже это отлично. потом как правило сам собой как то придумывается финал. а уж со злосчастной серединой где все - даже профи - сначала пробуксовывают - разберемся потом. пусть у вас появится герой. героиня. необычная фактура. скандальный материал. необычная или обычная деталь которая будет все время играть в сюжете. главное - ввязаться в драку - а там посмотрим.
причем НИКОГДА СЕБЯ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕ. фантазируйте во всю ивановскую. И НИКОГДА СЕБЯ НИ В ЧЕМ НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕ - Боже упаси! внутреннего редактора - нах! не задавайтесь стандартными вопросами:
- да кто это купит?
- это можно повесить на сайте только под псевдонимом.
- это для американского блокбастера - слишком уж это дорого.
- это слишком просто и примитивно.
- я сошел/сошла с ума - ведь это бред!
- меня занесло куда то не туда.
- кажется это уже где-то было... но вот где?
- это не понравится моей подружке/другу сценаристу. точно не понравится. поссоримся.
и так далее.
чем более дикая (как вам на первых порах покажется) и бредовая будет сначала ваша история - тем лучше! лишнее вы потом отбросите. или вам помогут отбросить. так бывает всегда.
и еще: старайтесь чтобы ваша история ПОСТАРАЛАСЬ ПОКОЛЕБАТЬ какие-нибудь незыблемые каноны. правила человечества – не меньше. устоявшиеся традиции. шокируйте всех и вся – но не с помощью двадцати расчлененок или бесконечного мата в диалогах берите пример с набокова с его «лолитой». или с "кода да винчи" при всем его жутком треше.
ПС: если история у вас более ли менее сложилась - тут же расскажите ее ребенку. проверьте на нем свою историю. своему или чужому. лучше если ему будет лет 10-12. хороший метод: все что он не поймет по определению в вашей истории - вы ему и не расскажете. это наверняка потом и вам не будет нужно. НО ПЕРЕД ФИНАЛОМ сделайте многозначительную паузу. если детка скажет "я пойду а то мне уроки еще делать?" - дело плохо. а вот если он искренне заорет "клево! а что дальше?" - считайте что история у вас в кармане. попробуйте. проверено
хорошо. предвижу вопрос. это все смахивает на теорию. а на практике то как?
все у всех по-разному. но есть еще несколько небольших практических секретов которыми я с вами поделюсь. вот некоторые из них. когда придумываешь историю - постоянно задавайтесь примерно такими важными вопросами:
- а что если?.. (а что если я сделаю главным героем путина? а что если сначала моя героиня поступит в консу а потом вдруг оглохнет? а что если я все действие законопачу в огромную пещеру и там будет говорящая летучая но добрая мышь-мутант-предсказатель? а что если эта история будет про двух друзей – бывших космонавтов а теперь монахов? и так далее.)
- где и какой в моей истории есть/будет главный перевертыш/дико неожиданное поворотное событие?
- кто мой будущий зритель? для кого я рассказываю эту историю?
- а может быть начать мою историю с конца? или с середины? а потом финал и потом уже завязка?
- а может быть рассказать историю от лица ребенка/старика/слепого/нищего/трансвестита и так далее?
- а может моя история будет вообще без стрельбы/без секса/без дневного времени суток/почти без диалогов и так далее?
как правило эти вопросы ОЧЕНЬ помогают придумыванию. предлагайте и делитесь своими подобными вопросами коллеги.
теперь - немного общей практики. давайте-ка попробуем вместе прямо здесь и сейчас придумать крепкую историю для кино. чтобы не бегать далеко - сделаем так. сейчас я закончу. а вот в следующий раз я быстро покопаюсь в интернете и наобум выдерну оттуда заголовок какой-нибудь статьи или новости или кусочек настоящей истории или какой-то документальный случай. повешу тут. и мы все вместе общими усилиями из него сколотим ИСТОРИЮ - прямо на глазах.
договорились? кто за?
удачи. CU