Госфинансирование кино: пора готовиться к апрелю

ВаДей's picture

Министерством культуры объявлен конкурс на производство игрового кино на ближайшие два года. На портале Закупки.гов.ру опубликованы лоты на право заключения государственного контракта на создание игрового национального кинофильма с частичной государственной финансовой поддержкой. В апреле конверты с заявками будут вскрыты и выбраны победители.

Изучив список тем, условия и сроки, можно сделать однозначный вывод - апрель 2012 года будет жарким. Если не по всей России, то обязательно в Департаменте государственной поддержки кинематографии Минкульта. Именно там в апреле будут вскрываться конверты с заявками на создание национальных фильмов.

В 94 –ом Федеральном Законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», (далее 94-ФЗ) вступившем в силу 1 января 2006 г., все прописано строго. Например, заключение государственного или муниципального контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма возможно только путем проведения открытого конкурса.

Но «железная хватка тендера», считают кинематографисты, театралы, художники и так далее, осложнила их творческую жизнь, так какв немне предусмотрены особенности деятельности учреждений культуры. На бюрократическом языке кинофильм, спектакль, выставка и т.д. приравнены товарам, а их сотворение – оказанию услуг населению.

Сами чиновники также порой признают, что в 94-ФЗ есть недостатки в части организации закупок в области культуры, для проведения научных работ, в других творческих сферах. Доходит до смешного, чтобы Минкультуры могло выделить деньги на юбилей театра имени Вахтангова, в открытом конкурсе, войдя в положение коллег, участвовал Малый театр!

И, тем не менее, пока 94-ФЗ не отменен, и Департамент государственной поддержки кинематографии Министерства культуры Российской Федерации проводит очередной конкурс.

На портале zakupki.gov. ru от Департамента государственной поддержки кинематографии Российской Федерации размещено три контракта (17 лотов) на съемки новых кинофильмов и два контракта (3 лота) на завершение производства. Всего государственную поддержку могут получить 20 кинопроектов.

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: С момента заключения государственного контракта по май 2014 г., а именно: фильм должен быть создан не ранее 18 мес. и не позднее 24 мес. с момента заключения государственного контракта

ЛОТЫ, ТЕМЫ, ДЕНЬГИ, СРОКИ

Контракт № …..00013. Максимальная сумма – 28 млн. рублей.

Лот №1 - «Мелодрама о первой юношеской любви».

Лот №2 – «Социальная драма о ценности человеческой жизни и ответственности каждого за свой выбор».

Лот №3 - «Драма о людях, вставших на путь преступности, но осознавших пагубность этого пути».

Лот №4 -«Молодежная драма о проблеме интеграции цыган в общество».

Лот №5 «Мелодрама об истинных духовных и нравственных ценностях».

Лот №6 «Психологическая драма о человеке, обретающем утерянный смысл существования».

Размер обеспечения:

Лоты №1 - № 6 1.400 млн. рублей

Информация о конкурсе: Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (время местное): 05.04.2012 10:00

Дата подведения итогов открытого конкурса: 23.04.2012

Контракт № …00014 Максимальная сумма – 28 млн. рублей.

Лот №1 - «Мелодрама о столкновении различных культур Востока и Запада на примере женских судеб».

Лот №2 - «Лирическая комедия о расставании с детскими мечтами».

Лот №3 - «Фильм о проблемах современного мира в творчестве художника».

Лот №4 - «Социальная драма о межнациональных отношениях в современном российском мегаполисе».

Лот №5 - «Психологическая драма о буднях и праздниках современной российской деревни».

Лот №6 - «Экранизация отечественного литературного произведения второй половины ХХ века».

Лот №7 - «Социальная трагикомедия с элементами притчи».

Размер обеспечения:

Лот №1 - №7 1.400 млн. рублей

Информация о конкурсе: Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (время местное): 03.04.2012 10:00.

Дата подведения итогов открытого конкурса: 18.04.2012

Контракт №……00015 (Дебюты). Максимальная сумма - 25 млн. рублей.

Лот №1 - «Молодежная драма о нравственном и духовном поиске себя в современном мире».

Лот №2 - «Комедия о человеколюбии и толерантности».

Лот №3 - «Авантюрная комедия на основе современных реалий».

Лот №4 – «Драма о судьбах женщин в суровые и трагичные времена Великой Отечественной войны».

Размер обеспечения:

Лот №1 - №4 1.250 млн. рублей

Информация о конкурсе:Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (время местное): 10.04.2012 10:00.

Дата подведения итогов открытого конкурса: 25.04.2012

Контракт №:….00016 (завершение производства). Максимальная сумма - 7 500 млн. рублей

С момента заключения государственного контракта по декабрь 2012 г. (включительно), а именно: фильм должен быть создан не ранее 5 мес. и не позднее 7 мес. с момента заключения государственного контракта.

Лот №1 - «Мелодрама о трудном нравственном выборе современного человека»

Лот №2 - «Драма о трудной судьбе людей с ограниченными физическими возможностями».

Размер обеспечения:

Лот №1 - №2 - 150 тысяч рублей

Срок предоставления документации: c 01.02.2012 по 10.04.2012.

Дата подведения итогов открытого конкурса: 25.04.2012

Контракт №….00017 (завершение производства). Максимальная сумма - 11 млн. рублей.

Лот № 1 «Исторический фильм для семейного просмотра»

Размер обеспечения: 220 тысяч рублей.

Информация о конкурсе: Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (время местное): 10.04.2012 10:00.

Дата подведения итогов открытого конкурса: 25.04.2012

Интернет-портал «ПрофиСинема» попросил пояснить некоторые пункты объявленного конкурса заместителя начальника отдела производства игровых национальных фильмов – Андрея Викторовича Самсонова.

Вита Рамм:

Как формировалась тематика всех лотов?

Андрей Самсонов:

Ежегодно Департамент государственной поддержки кинематографии проводит мониторинг творческих планов организаций кинематографии с целью выявления кинопроектов, которые могли бы претендовать (после их представления и конкурсного рассмотрения) на включение в программу национальных игровых фильмов с государственным финансированием производства.

Аннотации будущих проектов игровых фильмов заносятся в базу, где группируются по темам и жанрам, в конце года формируются лоты. Например, сразу пять организаций кинематографии пожелали в 2012 году снять фильм-экранизацию отечественного литературного произведения. Кто-то собирается экранизировать рассказ В.Маканина, кто-то – повесть Б.Пастернака, кто-то – роман В.Орлова и т.д. Отсюда появление лота "Экранизация отечественного литературного произведения второй половины ХХ века"

Таким образом, тематика большинства лотов формируется на основании планов самих кинематографистов.

Вита Рамм:

В блогосфере уже успели поехидничать на тему лота «Молодежная драма о проблеме интеграции цыган в общество». Неужели нашлось сразу несколько киноорганизаций, которые планируют снять фильм о цыганах?

Андрей Самсонов:

Объявляя лоты, мы обязаны отразить и поручения Правительства. Для Европы интеграция цыган (а их там более 12 миллионов) – актуальнейший вопрос. Помните, какие страсти кипели во Франции? У нас в России цыган чуть более миллиона и эта проблема стоит не так остро. Но она остается в поле зрения Правительства. Ею занимается Межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных отношений, возглавляемая Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козаком. И если в плане мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности указано, что Минкультуры России отвечает за создание художественного фильма о проблемах интеграции цыган в общество, мы обязаны этот пункт выполнить.

Вита Рамм:

То есть, выставляя эту тему на конкурс, Департамент кинематографии как бы объявляет госзаказ кинокомпаниям: готовьте проект о цыганах?

Андрей Самсонов:

Понятие Госзаказа в отечественном кино прекратило свое существование в 1991 году, когда в Госкино был упразднен институт редакторов, который до этого занимал весь четвертый этаж на Малом Гнездниковском. Режиссеры считали, что именно редактура была главным цензором и гонителем свободы творчества при советской власти. Так что последние двадцать лет за кинематограф в Министерстве отвечают только чиновники, которые, в частности, занимаются проведением конкурсов, на которые продюсеры приносят готовые пакеты документов. Так что выставление темы на конкурс совсем не означает, что обязательно найдется продюсер, готовый снять по этой теме фильм. Несколько лет назад было поручение Правительства создать художественный фильм к юбилею ГИБДД. Ни одна киноорганизация не пожелала снять фильм про автоинспекторов. А там и юбилей прошел. И тема стала не актуальной.

Вита Рамм:

Понимаю, когда речь идет о будущих проектах. Но что означают лоты, в которых говорится про «завершение производства»? Откуда вы можете знать: кто какие фильмы завершает?

Андрей Самсонов:

Из того же мониторинга. Когда организации кинематографии сообщают, что они сняли фильм и им необходимы средства на монтажно-тонировочный период, а также период изготовления и сдачи исходных материалов, их заносим в отдельную таблицу. Наше знание не повод для выделения денег. Мы работаем по федеральному закону 94-ФЗ и не имеем права распоряжаться деньгами без конкурсов. Совсем не факт, что на объявленные лоты будут претендовать по одному соискателю. В России могут снимать и несколько мелодрам «о трудном нравственном выборе современного человека» и драм «о трудной судьбе людей с ограниченными физическими возможностями», а также «исторических фильмов для семейного просмотра». Увидим в апреле.

Вита Рамм:

Что означает в каждом лоте графа «размер обеспечения заявки»?

Андрей Самсонов:

Это залоговый взнос для участников конкурса в размере 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, который перечисляется на счет Минкультуры России. Этот механизм прописан в законе 94-ФЗ и способствует более ответственному отношению продюсеров к своим обязательствам по заключению государственного контракта. Залог возвращается всем участникам конкурса на разных стадиях проведения торгов, а победителю конкурса после заключения с ним государственного контракта.

Вита Рамм:

Как происходит выбор победителей?

Андрей Самсонов:

Процедура определения победителя четко прописана в законе 94-ФЗ. В установленные сроки, конверты с заявками публично вскрываются и начинается процесс их рассмотрения и оценки членами единой комиссии. До 2008 года в комиссии были только чиновники. Творческие сообщества добились корректировки этой позиции и теперь в комиссиях чиновников только половина, другая половина – профессионалы киноотрасли. Каждый член единой комиссии индивидуально в установленный срок изучает все проекты и проставляет в специальные бланки баллы. Далее осуществляется итоговый расчет рейтинга каждой заявки (проекта) и определяется победитель, имеющий самый высокий рейтинг.

94-й закон не может учесть множество нюансов такой живой материи, как производство фильма. Все, кто занимаются творческой работой, жесткие рамки 94-го закона критикуют с первого дня появления. Министерство экономики в этом году должно обнародовать новую концепцию Закона о конкурсах.

Как было раньше.

Отрывок из книги воспоминаний Бориса Павленка, проработавшего заместителем министра кинематографии СССР более 15 лет:

«…Главным инструментом насилия над творческой волей творца считался тематический план. И режиссер, только входящий в кинематограф, и убеленный сединами мэтр были убеждены, что тематический план -- это, как бы уязвить половчее, -- живое, насильственное внедрение диктатуры пролетариата и социалистического реализма в творческий процесс, идеологическое давление на свободу художественного творчества. Второй враг -- приемка в Госкино сценариев. И, конечно, я, став начальником над художественным кинематографом, придя в кабинет на 4-м этаже здания на Малом Гнездниковском, дом 7, первое, что затребовал, -- тематический план и сценарии фильмов, находящихся в производстве.

Сегодня, в 2003 году, когда сгинул темплан, я уже перестаю включать телевизор: опять нарвешься на проститутку, "мента", бандита, совокупление, стрельбу и мордобой. Одинаковые сюжеты, одни и те же артисты, одинаково беспомощная режиссура. Такое впечатление, что непрерывно смотришь одно и то же "мыло", "мыльную оперу" (этой презрительной кличкой окрестили низкопробные фильмы и сериалы буржуазного телевидения, укоренившиеся позднее в России). Творческие работники были твердо убеждены что чиновники, сидящие в Госкино, придумывали идейную отраву для зрителя и заставляли сценаристов и режиссеров ставить фильмы по заданным темам. А нам, производителям, темплан нужен был, во-первых, для того, чтобы ежегодная

киноафиша отражала все многообразие жизни -- географическое, национальное, социальное, нравственное, историческое; и чтобы в ней, в афише, были имена и корифеев, и дебютантов (до 30 режиссерских дебютов в год). В афише оставлялись окна для зарубежной продукции (оговорюсь сразу: это были не первоэкранные фильмы, ибо стоимость нового голливудского боевика зачастую превышала наш годовой валютный бюджет). Во-вторых, не имея темплана, нельзя было составить финансовый план. В-третьих, я обязан был знать, что находится в производстве, и что переходит на следующий год. А в-четвертых, мне вовсе не безразличным было качество будущих картин, и потому читал все сценарии, прибывающие со студий. Вопреки мнению злопыхателей, рождался тематический план не волевым усилием начальства, а на основе заявок или готовых сценариев, принятых студиями. Госкино не утверждал сценарии, как это было принято считать в творческой среде. Право принимать и утверждать сценарии принадлежало студии, мы только определяли место в темплане…

* * *

…Система кино представляла собой почти идеальную производственно-экономическую структуру. Главной чертой было единство производства и реализации -- мы сами изготовляли товар и сами продавали его кинотеатрам через систему проката. В стране было примерно 130 тысяч киноустановок, начиная с крупных кинотеатров (около 500) и всякого рода ведомственных киноустановок, и заканчивая принадлежащими профсоюзам, морскому флоту, а также сельскими и городскими кинопередвижками. Билет на один сеанс стоил в среднем 23--25 копеек (от 5 копеек для детей и 60 -- на широкоформатный фильм в крупном кинотеатре). Сеансы за год посещало более 4 миллиардов зрителей, оставляя в кассах 1 миллиард рублей, большую половину из которых поглощал государственный налог. Производство фильмов велось за счет банковского кредита. На эти цели Министерство финансов выделяло ежегодный лимит в 90--100 миллионов рублей (на сколько удавалось уговорить Госплан и Минфин в зависимости от сложности постановок картин). В пределах этой суммы я мог выделить на производство фильма и 350 тысяч, и миллион, согласовав только с собственным министром. Но свобода и у меня, и у министра была в рамках дозволенного…»
http://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=119995

Теги: 
БариХан
2012-02-21 23:15:47
[quote]Андрей Самсонов[/quote] http://scriptmaking.ru/node/3444 готовимся.

Startup Growth Lite is a free theme, contributed to the Drupal Community by More than Themes.