Иллюстрации к Пособию для продюсеров (продолжение заметки «Как купить прибыльный сценарий»)

Homich's picture

В качестве иллюстраций к нашим тезисам используем фильмы «Тормозной путь», «Семейный ужин», «Стальные магнолии», предложенные в телеменю прошедшей недели, все в жанре мелодрамы.
Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой – крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнезд.
А напротив тоскует, печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Мелодию Высоцкого навеял фильм «Тормозной путь», безупречный во всех отношениях, неповторимый, как голос поэта. Ну, а «птица Сирин» возникла из памяти по ассоциации с фамилией исполнителя главной роли в фильме – Александра Сирина. Он не скалился, конечно, а так замечательно сыграл свою роль, что моментально привлек к себе внимание. Возникло желание удержать в памяти не только созданный им образ, но и его фамилию.
В чем секрет успеха фильма «Тормозной путь»? Если начать отвечать с главного, то в фамилии продюсера – Сергей Жигунов. Дальше можно не продолжать: и так все ясно. Чуткий, пылкий благородный гардемарин навсегда в полной мере отразился в своем произведении. Это к тезису «Каков поп – таков и приход».
Ведь что такое мелодрама по-русски? – Это песнь русской души. Само слово сохраняет в себе исконное значение своих составляющих: мело = песнь + драма = действие. Мелодрама по-русски – это действие на сцене, рождающее песнь в душе зрителя. А какие песни любит зритель мелодрам? – Такие, чтоб от них душа развернулась, нарыдалась вволю и, насладившись болью, очистилась, исцелилась.
Мелодрама имеет успех, если она находит отклик в душе зрителя. Чтоб создать такую мелодраму, не нужны никакие секреты кассовых голливудских фильмов, не нужно даже учение о парадигме. Нужно живое чувство создателей, от сценариста до продюсера, вложенное в фильм. Нужен сплоченный в одном порыве коллектив, все члены которого смотрятся в одно зеркало и видят в нем одно и то же.
А вот другая мелодрама, голливудское изделие «Стальные магнолии». Тоже песня, точнее, гимн. Гимн американским женщинам, которые, как и наши, «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут». Фильм безупречно сбит по законам жанра, а у зрителя душа не поет. И в памяти остается лишь один кадр – проникновенный взгляд юной Джулии Робертс, когда ее героиня говорит о том, что ждет ребенка. Это к вопросу о профессиональном мастерстве создателей фильма.
Заимствование чужого опыта плодотворно лишь тогда, когда он переосмыслен в собственном национальном опыте. А что получилось в фильме «Семейный ужин»? Какие корифеи кино! Душа поет уже только оттого, что видишь их на экране: Ирина Скобцева, Алексей Петренко, Евгений Сидихин, Лариса Гузеева! Фильм, где они играют, плохим получиться не может. Так он и получился хорошим, потому что сценарий и режиссура оказались ему под стать. Кроме финала. Ну, не русский это финал, и не финал вовсе, а хеппи-энд. Видимо, заимствованный из учебника по сценарному мастерству. Весь фильм создатели подводили, подготавливали к нему зрителя. Но прозвучал финал не как роковой выстрел, а как бутафорский хлопок за сценой. Времени, времени не хватило для убедительности. Душа зрителя, погруженная в характеры героев, не успела «свернуться и насладиться», а просто получила подзатыльник. Ну, не по-русски это.
Процитируем умного литературоведа, Наталью Крымову. «… При всей очевидности «чувствительной» природы жанра, его лирической откровенности, исповедальности…» серьезные произведения «взрывают его изнутри особой содержательностью. Нечто традиционное если и было извлечено на свет, то только для того, чтобы встряхнуть традиции как следует на чистом воздухе и вытряхнуть из них пыль. Напомнить то, что было, и поразить тем, чего еще не было».
Эти слова Н. Крымовой посвящены творчеству Владимира Высоцкого. Но могут быть отнесены к произведениям любого жанра. Задача художника – «упорная работа над созданием аудитории, желание докричаться, достучаться (не только в уши, но и в души), что-то сдвинуть в чужом сознании, оживить его. Смутить равнодушных, расположить людей к самостоятельной работе мысли и оценке явлений» (Н.К.) Душа обязана трудиться, художник ей работу задает.
Словно семь богатых лун
На пути моем встает –
То мне птица Гамаюн
Надежду подает!
В.Высоцкий

Startup Growth Lite is a free theme, contributed to the Drupal Community by More than Themes.